Статья 4. Законодательство о труде

Сторінки матеріалу:

Законодательство о труде состоит из Кодекса законов о труде Украины и иных актов законодательства Украины, принятых в соответствии с ним.

  1. Центральное место в системе законодательства Украины занимает Конституция Украины. Нормы Конституции имеют высшую юридическую силу. Поэтому в связи со вступлением в силу Конституции Украины Кодекс законов о труде, другие законы, содержащие нормы трудового права, подзаконные нормативные акты сохранили силу только постольку, поскольку они не противоречат Конституции (п. 1 раздела XV «Пере­ходные положения» Конституции; п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Украи­ны «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» [564]).

Принятие Конституции означало большой шаг вперед в формировании правового государства в Украине. Оно обострило внимание к проблеме соответствия законов
 

 

 
Конституции, соответствия подзаконных актов законам, к проблеме субординации нормативных актов. В связи с этим многие нормы законодательства о труде должны быть заново осмыслены с учетом условий правового государства. Соответствующим образом должна быть откорректирована и практика их применения.

  1.  Основным законодательным актом, регулирующим трудовые и связанные с ними отношения, является Кодекс законов о труде. Его роль как основополагающего нормативного акта сказывается, в первую очередь, в чисто количественных характе­ристиках. Кодекс законов о труде является основным по количеству норм трудового права, которые содержатся в нем, по сфере общественных отношений, которые им регулируются. Кроме того, Кодекс законов о труде отличается от других нормативных актов как акт кодифицированный и относительно стабильный.
  2.  Вместе с тем к признакам объемности, кодифицированности и стабильности осо­бенности Кодекса законов о труде не сводятся. Кодекс законов о труде отличается по юридической силе не только от подзаконных актов (что само собой разумеется), но и от законов. Дело в том, что ст. 4 КЗоТ допускает возможность принятия других актов законодательства о труде в соответствии с Кодексом законов о труде. Едва ли есть основания сделать из изложенного такой вывод, что специальные положения за­конов о труде действуют только тогда, когда их принятие предусмотрено Кодексом законов о труде.
  3.  В условиях существенных преобразований социально-экономических условий деятельности общества нередко принимаются законы, которые не согласуются с нор­мами Кодекса законов о труде. Это неизбежно, поскольку Кодекс законов о труде был принят в совсем иных социально-экономических условиях. На практике им часто от­дается преимущество перед нормами Кодекса законов о труде, поскольку такие законы являются специальными и позднее принятыми, а поэтому более правильно выражают волю законодателя. Теоретически указание в ст. 4 КЗоТ на соответствие Кодексу зако­нов о труде других актов законодательства о труде не только ставит Кодекс на первое место среди таких актов, но и ограничивает право самого законодателя, по общему правилу, издавать акты законодательства, которые противоречат Кодексу законов о труде, не внося при этом изменений в Кодекс законов о труде или не устанавливая исключения из правила ст. 4 КЗоТ. Но нельзя игнорировать и то обстоятельство, что практика, в том числе правотворческая деятельность Верховной Рады, оказалась не готовой идти по линии воплощения в жизнь этого теоретического постулата.
  4.  Законодатель иногда прямо идет путем установления специальными нормами исключений из правила ст. 4 КЗоТ, допускающего возможность издания актов зако­нодательства о труде только в соответствии с Кодексом законов о труде. Так Верхов­ная Рада поступила при принятии Закона «О коллективных договорах и соглашени­ях» [128]. В постановлении о порядке введения в действие названного Закона [290] было предусмотрено, что акты законодательства со вступлением в силу этого Закона действуют только в части, не противоречащей последнему. Тем самым действие соот­ветствующих норм Кодекса законов о труде приостанавливалось. Оснований ставить под сомнение юридическую силу указанного постановления нет.
  5.  С точки зрения обеспечения приоритета Кодекса законов о труде в регулировании трудовых отношений, вызывает интерес вопрос о его соотношении с Законом «О заня­тости населения» [101], ч. 1 ст. 6 которого аналогично ст. 4 КЗоТ устанавливает, что «отношения занятости в Украине регулируются настоящим Законом и другими зако­нодательными актами Украины, принятыми в соответствии с настоящим Законом». На первый взгляд, перед нами очевидная коллизия, которая должна решаться путем при­знания необходимости преимущественного применения норм Кодекса законов о труде.

На самом деле это не совсем так. Соотношение Кодекса законов о труде и Закона «О занятости населения» [101] значительно сложнее. В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения» [101] работа на условиях трудового договора является от­дельным видом занятости, а сам Закон содержит в себе ст. 8 «Право граждан на тру­доустройство», которая, в частности, устанавливает, что порядок и условия заключения трудового договора определяются законодательством Украины о труде». Следова­тельно, в общем виде сферой регулирования Закона «О занятости населения» [101] являются: а) отношения по поводу трудоустройства, которые предшествуют трудовым отношениям; б) трудовые отношения; в) отношения по поводу трудоустройства лиц, которые лишились работы, и гарантии таким лицам. При этом, если отношения групп «а» и «в» регулируются непосредственно Законом «О занятости населения» [101], то относительно трудовых отношений указанный Закон делает ссылку на законодатель­ство о труде. В таком случае трудовое законодательство является составной частью законодательства о занятости, а следовательно, и Закон «О занятости населения» [101] в части регулирования трудовых отношений носит более общий характер, чем Кодекс законов о труде. В то же время следует отметить, что в настоящее время противоречий между этими законодательными актами нет, поскольку конкретные нормы трудового права в Закон «О занятости населения» [101] не включены, и Верховной Раде удается обеспечивать согласованность норм Кодекса законов о труде и Закона «О занятости населения» [101] между собой.

  1.  Трудовым и связанным с ними отношениям посвящен ряд специальных законов («Об отпусках» [162], «Об оплате труда» [150], «Об охране труда» [236], «О коллек­тивных договорах и соглашениях» [128]). Названные законы посвящены отдельным институтам трудового права. Встречаются и законы, специальными нормами регу­лирующие очень ограниченный круг отношений (например, Закон «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или утратой драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» [151]).

Нормы трудового права включаются также в комплексные законы, которые содер­жат нормы различных отраслей права (законы «О хозяйственных обществах» [110], «О сельскохозяйственной кооперации» [170] и т. п.).

  1.  Кодекс законов о труде, другие законы, регулирующие трудовые отношения, отдельные нормы, которые регулируют трудовые отношения и содержатся в других законах, являются актами высшей юридической силы по сравнению с нормами под­законных актов (независимо от времени принятия подзаконных актов и характера их как специальных).
  2.  Из Конституции Украины, на наш взгляд, непосредственно не вытекает полно­мочие Президента Украины принимать акты, которые содержат нормы трудового права. Только в течение трех лет после вступления в силу Конституции Украины Пре­зидент имел право издавать принятые Кабинетом Министров и скрепленные подписью Премьер-министра указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами (следует думать, что также по вопросам трудового права). Однако часть третью ст. 106 Конституции Украины поняли так, что Президент имеет право на основе и во испол­нение Конституции и законов Украины издавать указы и распоряжения по вопросам, которые прямо Конституцией к полномочиям Президента не отнесены.

Указы Президента носят характер подзаконных актов. Они не могут противоречить законам.

  1.  К сожалению, Конституция не решила вопрос о пределах полномочий Кабинета Министров осуществлять правотворчество в сфере трудового права. Он решен ст. 52

Закона «О Кабинете Министров Украины» [268], которая предусматривает, что акты Кабинета Министров, имеющие нормативный характер, издаются в форме постанов­лений Кабинета Министров, а в форме распоряжений Кабинета Министров издаются только «акты по организационно-распорядительным и другим текущим вопросам».